Произношение безударных гласных
Фев 28
литературное произношение, Орфоэпия литературное произношение Ваш отзыв
Основной закон русской орфоэпической нормы в области произношения гласных — закон редукции (ослабленной артикуляции) безударных гласных. В ударной позиции гласные произносятся без затруднений, в соответствии с написанием: сам, мост, лес, мир,мыс, кум. Однако в безударном положении гласные звуки изменяют артикуляцию.
Так, после твёрдых согласных гласный [о] редуцируется, образуя звук, близкий к [а], например, р[а]ман (роман), с[а]бор ( собор), м[а]тор ( мотор), х[а]лмы (холмы). И называется такое произношение акающим. В литературном языке аканье не свойственно лишь ряду иноязычных слов, произношение которых традиционно сохраняет исконное звучание: б[о]а, м[о]ветон, ради[о], три[о], [о]азис, [о]тель.
После мягких согласных безударные гласные [а] и [е] совпадают в звуке, близком к [и]: в[и]сна (весна), ч[и]сы (часы), м[и]тла ( метла), д[и]ла (дела), б[и]рёза ( берёза). А такое произношение называется икающим.
Безударный [е] после твёрдых шипящих [ш], [ж] и [ц] в предударных слогах произносится как гласный, близкий к [ы]: ж[ы]лудок, ж[ы]лезо, ш[ы]стой, ц[ы]на. Это примеры ыкающего произношения.
Аканье, иканье, ыканье — норма русского литературного произношения и является обязательным для образцовой речи . Отсутствие редукции гласных, в частности, аканья и иканья, мешает правильному восприятию речи и в большинстве случаев отражает диалектные особенности, например, характерное для севернорусских говоров оканье: м[о]л[о]ка-[о]т п[о]пила, с с[о]се[т]к[о]й п[о]г[о]в[о]рила.